Устройство и схемы автомобили ВАЗ


.: Партнеры :.

Система выпуска отработавших газов

Особенности конструкции

Система выпуска отработавших газов

Рис. 5.24. Система выпуска отработавших газов: 1 – основной глушитель; 2 – подушки подвески основного и дополнительного глушителей; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – хомут; 5 – дополнительный глушитель; 6 – прокладка выпускного коллектора; 7 – выпускной коллектор с нейтрализатором в сборе (катколлектор); 8 – прокладка приемной трубы дополнительного глушителя

Отработавшие газы отводятся из двигателя через выпускной коллектор 7 (рис. 5.24), объединенный с нейтрализатором (катколлектор), дополнительный глушитель 5 и основной глушитель 1.
На катколлекторе 7 установлены два датчика кислорода: диагностический и основной (управляющий).
Между головкой блока цилиндров и фланцем выпускного коллектора установлена уплотнительная металлоармированная прокладка 6. Приемная труба дополнительного глушителя 5 соединена через прокладку 8 с катколлектором 7, а выпускная труба — с фланцем основного глушителя 1 с помощью подвижного шарнира. Между фланцами труб глушителей, образующих шарнир, установлено тороидальное металлографитное кольцо 3, а во фланцах выполнены внутренние сферические поверхности.
Для уменьшения передачи вибраций от силового агрегата на систему выпуска и кузов в приемную трубу дополнительного глушителя вмонтирован виброкомпенсирующий гофрированный сильфон в металлической оплетке.
Катколлектор 7 закреплен гайками на шпильках головки блока цилиндров и дополнительно зафиксирован на двигателе кронштейном.
Элементы системы подвешены к кузову на четырех резиновых подушках 2.
Для защиты двигателя и основания кузова от нагрева элементами системы перед катколлектором и над дополнительным глушителем установлены стальные термоэкраны. Кроме них в моторном отсеке установлен дополнительный теплоизоляционный щиток, защищающий от перегрева механизм рулевого управления (на рис. 5.24 термоэкраны не показаны).

Расположение элементов системы выпуска отработавших газов в передней части автомобиля
Рис. 5.25. Расположение элементов системы выпуска отработавших газов в передней части автомобиля: 1 – катколлектор; 2 – приемная труба дополнительного глушителя; 3 – сильфон; 4 – передний термоэкран дополнительного глушителя; 5 – дополнительный глушитель

Расположение элементов системы на автомобиле показано на рис. 5.25 и 5.26.

Расположение элементов системы выпуска отработавших газов в задней части автомобиля
Рис. 5.26. Расположение элементов системы выпуска отработавших газов в задней части автомобиля: 1 – выпускная труба дополнительного глушителя; 2 – подвижный шарнир; 3 – основной глушитель

Система выпуска отработавших газов не требует специального обслуживания. Достаточно периодически проверять надежность затяжки резьбовых соединений и целостность подушек подвески. В случае повреждения элементов системы, сквозной коррозии или прогара их заменяют в сборе, так как глушители вместе с трубами представляют собой неразборные узлы.

Полезный совет
Периодически проверяйте систему выпуска отработавших газов. При повышенном уровне шума от системы выпуска проверьте ее герметичность. Для этого пустите двигатель и осмотрите всю систему. Проведя рукой над местами возможной утечки, не касаясь узлов, вы сразу ощутите утечку газов. При необходимости замените проржавевшие и прогоревшие узлы.

Предупреждения
Перед ремонтом системы выпуска дайте ей остыть, так как во время работы двигателя она нагревается до высокой температуры.
Отработавшие газы ядовиты, отравление ими происходит незаметно, поэтому перед пуском двигателя в гараже обязательно откройте ворота!

Для снятия и установки узлов системы вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 17», пассатижи с узкими губками, отвертка с плоским лезвием.

Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов

Резиновые подушки подвески выпускной системы заменяют, если из-за их повреждения или чрезмерной деформации элементы системы начинают стучать, соприкасаясь с кузовом или с другими агрегатами автомобиля.
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
Дополнительный глушитель и передняя часть основного глушителя подвешены на трех одинаковых подушках…
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
…а задняя часть основного глушителя — на одной подушке оригинальной формы.
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
1. Для замены задней подушки подвески основного глушителя выведите его кронштейн из задней подушки…
2. …и опустите глушитель.
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
3. Выньте подушку из кронштейна на кузове с помощью отвертки.
4. Установите новую подушку в порядке, обратном снятию. Для облегчения установки задней подушки смажьте кронштейн глушителя мыльным раствором.
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
5. Для замены передней подушки подвески основного глушителя, приподняв глушитель и поддев отверткой…
6. …выведите кронштейн глушителя из подушки.
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
Замена подушек подвески системы выпуска отработавших газов
7. Аналогичным способом с помощью отвертки…
8. …снимите подушку с кронштейна на кузове.
9. Установите новую подушку в порядке, обратном снятию.

Примечание
Подушки подвески дополнительного глушителя меняют аналогично передней подушке подвески основного глушителя.

Замена основного глушителя

Замена основного глушителя
Замена основного глушителя
1. Ослабьте нижнюю гайку хомута крепления труб основного и дополнительного глушителей, а верхнюю гайку отверните полностью…
2. …выньте болт и снимите хомут.
Замена основного глушителя
Замена основного глушителя
3. Разъедините трубы и выньте уплотнительное металлографитное кольцо.
4. Приподняв глушитель, выведите его кронштейны из задней…
Замена основного глушителя
Замена основного глушителя
5. …и передней подушек подвески глушителя…
6. …и выньте глушитель из-под автомобиля.
7. Установите новый основной глушитель в порядке, обратном снятию. Для облегчения установки кронштейна глушителя в заднюю подушку смажьте ее мыльным раствором.

Замена дополнительного глушителя

1. Разъедините шарнирное соединение труб дополнительного и основного глушителей (см. «Замена основного глушителя»).
Замена дополнительного глушителя
Замена дополнительного глушителя
2. Отогните усик 1 стопорной пластины и два стопорных усика 2 термоэкрана катколлектора.
3. Отверните три гайки крепления фланца приемной трубы дополнительного глушителя к фланцу катколлектора, снимите стопорную пластину…
Замена дополнительного глушителя
Замена дополнительного глушителя
4. …и термоэкран.
5. Приподняв дополнительный глушитель, выведите его кронштейн из передней подушки подвески.
Замена дополнительного глушителя
6. Снимите фланец приемной трубы дополнительного глушителя со шпилек катколлектора и извлеките уплотнительную прокладку.

Полезный совет
Уплотнительную прокладку фланца приемной трубы дополнительного глушителя при каждой разборке соединения заменяйте новой.

7. Поддерживая дополнительный глушитель, выведите его кронштейн из задней подушки подвески аналогично выведению кронштейна из передней подушки подвески (см. п. 5)…
Замена дополнительного глушителя
8. …и снимите дополнительный глушитель.
9. Устанавливайте дополнительный глушитель и все снятые детали в порядке, обратном снятию. Не забудьте застопорить гайки крепления фланца приемной трубы глушителя, отогнув на них усики стопорной пластины и термоэкрана.

Замена катколлектора

Гайки крепления катколлектора к головке блока цилиндров труднодоступны. Кроме того, фланец катколлектора уплотнен металлоармированной прокладкой. Уплотнительную прокладку нужно обязательно заменять при каждой разборке соединения. Перед снятием катколлектора необходимо снять впускной коллектор — это облегчит доступ к его креплению.
1. Снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).
2. Снимите провод с клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
3. Отсоедините от катколлектора приемную трубу дополнительного глушителя, для чего отверните гайки крепления фланца приемной трубы к фланцу катколлектора и снимите фланец приемной трубы со шпилек фланца катколлектора (см. «Замена дополнительного глушителя»).
4. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).
Замена катколлектора
5. Снимите воздухоподводящий рукав и три шланга системы вентиляции картера (см. «Очистка системы вентиляции картера»).
Замена катколлектора
6. Разъедините четыре колодки жгута проводов модулей зажигания и отведите жгут в сторону. Снимите модули зажигания (см. «Снятие и установка катушек зажигания»).
Замена катколлектора
7. Снимите дроссельный узел (см. «Снятие и установка дроссельного узла»).
8. Снимите впускной коллектор (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»).
Замена катколлектора
Замена катколлектора
9. Отсоедините от моторного жгута колодки жгутов проводов управляющего и диагностического датчиков концентрации кислорода…
10. …и отсоедините от теплоизоляционного щитка рулевого механизма держатели жгутов проводов управляющего и диагностического датчиков концентрации кислорода.
Замена катколлектора
Замена катколлектора
11. Отверните три гайки крепления термоизоляционного щитка рулевого механизма к моторному щиту и снимите щиток.
12. Отверните две гайки крепления кронштейна подводящей трубы водяного насоса, выверните болты крепления катколлектора к кронштейну его крепления, отверните восемь гаек крепления катколлектора к головке блока цилиндров и снимите катколлектор. Отсоединение катколлектора от головки блока цилиндров и его дефектовка подробно описаны в подразделе «Замена прокладки катколлектора».

13. Снимите со шпилек головки блока уплотнительную прокладку катколлектора.

Предупреждение
Уплотнительную прокладку катколлектора и впускной трубы при каждой разборке соединения обязательно заменяйте новой.

14. Очистите от остатков старой прокладки и нагара фланцы головки блока и катколлектора.
Замена катколлектора
15. Выверните из катколлектора оба датчика кислорода и установите их на новый катколлектор.
16. Установите катколлектор и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.

Полезные советы
Во избежание прилипания прокладки и для повышения ее герметичности рекомендуем перед установкой смазать прокладку с обеих сторон тонким слоем графитной смазки.
Шпильки крепления выпускного коллектора смажьте графитной смазкой.

Снятие и установка термоэкранов

Система выпуска отработавших газов во время работы двигателя нагревается до высокой температуры. Поэтому при механическом повреждении или сильной коррозии термоэкранов, установленных между элементами системы и основанием кузова, обязательно замените их. Помимо снижения уровня комфорта в салоне, неисправность термоэкранов может привести к возгоранию термошумоизоляции пола кузова, так как нейтрализатор отработавших газов нагревается до температуры свыше 600 °С.
Снятие и установка термоэкрана катколлектора описаны в процессе замены дополнительного глушителя (см. «Замена дополнительного глушителя»).
Снятие и установка термоэкранов
1. Для снятия переднего термоэкрана дополнительного глушителя предварительно снимите дополнительный глушитель (см. «Замена дополнительного глушителя»).
Снятие и установка термоэкранов
Снятие и установка термоэкранов
2. Отверните четыре гайки крепления к основанию кузова…
3. …и снимите термоэкран.
4. Устанавливайте термоэкран в порядке, обратном снятию.




<наверхпродолжение>>

Анонсы статей дружественных сайтов

 


.: Погода :.

.: Реклама :.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
Публикация данных документов не преследует никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов. Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора или опубликовать другие документы, пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail - мы будем рады услышать ваши пожелания.
 ©2001Webmaster