Система зажигания
Рис. 27. Система зажигания; 1. Полупроводниковая пластина с интегральной
микросхемой; 2. Постоянный магнит; 3. Изолятор; 4. Корпус катушки зажигания; 5.
Вторичная обмотка; 6. Первичная обмотка; 7. Наружный магнитопровод; 8. Клемма
"К" вывода конца первичной обмотки; 9. Крышка; 10. Клемма высокого напряжения;
11. Клемма "Б" вывода начала первичной и конца вторичной обмоток; 12. Сердечник;
13. Контактная гайка; 14. Изолятор свечи; 15. Стержень; 16. Корпус свечи; 17.
Уплотнительное кольцо; 18. Теплоотводящая шайба; 19. Центральный электрод; 20.
Боковой электрод; 21. Валик датчика-распределителя зажигания; 22.
Маслоотражательная муфта вала; 23. Штепсельный разъем; 24. Диафрагма; 25. Крышка
вакуумного регулятора; 26. Корпус вакуумного регулятора; 27. Тяга вакуумного
регулятора; 28. Опорная пластина регулятора опережения зажигания; 29. Ротор
распределителя зажигания; 30. Боковой электрод с клеммой для провода к свече
зажигания; 31. Крышка распределителя зажигания; 32. Центральный электрод с
клеммой для провода от катушки зажигания; 33. Уголек центрального электрода; 34.
Центральный контакт ротора; 35. Резистор 1000 Ом для подавления радиопомех; 36.
Наружный контакт ротора; 37. Ведущая пластина центробежного регулятора; 38.
Грузик регулятора опережения зажигания; 39. Экран; 40. Опорная пластина
бесконтактного датчика; 41. Бесконтактный датчик; 42. Корпус
датчика-распределителя зажигания; 43. Корпус масленки; 44. Стопорная пластина
подшипника; 45. Подшипник опорной пластины бесконтактного датчика; 46. Свечи
зажигания; 47. Катушка зажигания; 48. Коммутатор; 49. Реле зажигания
113.3747-10; 50. Выключатель зажигания; I. Характеристика вакуумного регулятора
опережения зажигания: А - угол опережения зажигания, град; Р - разрежение, гПа
(мм рт.ст.); II. Характеристика центробежного регулятора опережения зажигания:
А - угол опережения зажигания, град; n - частота вращения валика распределителя
зажигания, мин-1; III. Схема работы центробежного регулятора опережения
зажигания: А - угол опережения зажигания; IV. Схема работы бесконтактного
датчика: В - импульсы напряжения (U) на выходе датчика; С - импульсы тока (I) в
первичной обмотке катушки зажигания; t - время накопления тока; V. Схема
системы зажигания.
|
|
На автомобилях ВАЗ-21213 применяется бесконтактная электронная система зажигания
высокой энергии. Она состоит из следующих основных узлов: датчика-распределителя
зажигания, коммутатора, свечей зажигания, катушки зажигания, выключателя
зажигания и проводов высокого напряжения.
Датчик-распределитель зажигания применяется типа 3810.3706 и служит для выдачи
управляющих импульсов низкого напряжения на коммутатор и для распределения
импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Он установлен в левой
передней части двигателя и приводится во вращение от винтовой зубчатой шестерни
21 (см.рис. 3).
Валик 21 вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в корпусе 42.
Смазка к втулке подводится по фитилю от масленки 43. На валике расположены
детали центробежного регулятора зажигания: ведущая пластина 37 и опорная
пластина 28 с грузиками 38. Ведущая пластина закреплена на валике, а опорная -
вместе с экраном 39 составляет единый узел с втулкой, надетой на валик. Втулка
в небольших пределах может поворачиваться на валике.
Бесконтактный датчик 41 закреплен на пластине 40 и действует на основе эффекта
Холла, который заключается в возникновении поперечного электрического поля в
пластинке полупроводника при действии на нее магнитного поля. Датчик состоит
из полупроводниковой пластинки 1 с интегральной микросхемой и постоянного
магнита 2 с магнитопроводом. Между пластинкой и магнитом имеется зазор, в
котором находится стальной экран 39 с четырьмя прорезями.
Когда через зазор датчика проходит тело экрана (см.схему IV), то магнитные
силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. Поэтому
разность потенциалов в пластинке не возникает. Если же в зазоре находится
прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действует магнитное поле, и
с нее снимается разность потенциалов.
Интегральная микросхема, встроенная в датчик, преобразует разность потенциалов,
возникающую на пластинке, в импульсы напряжения отрицательной полярности. Таким
образом, когда тело экрана находится в зазоре датчика, то на его выходе имеется
напряжение Umax, примерно на 3 В меньшее напряжения питания. Если же через зазор
датчика проходит прорезь экрана, то напряжение Umin на выходе датчика близко к
нулю (не более 0,4 В).
Коммутатор. Электронный коммутатор 48 служит для прерывания тока в первичной
цепи катушки зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться
взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52, BAT10.2,
RT1903 или PZE4020. Для прерывания тока служит специальный мощный высоковольтный
транзистор.
В схеме коммутатора имеется устройство для автоматического регулирования
периода t накопления тока I в катушке зажигания в зависимости от частоты
вращения коленчатого вала. Величина импульсов тока I составляет 8-9 А. Кроме
того, предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания при
неработающем двигателе, но включенном зажигании. Через 2-5 сек после остановки
двигателя выходной транзистор запирается, не создавая при этом искры на свечах
зажигания.
Свечи зажигания применяются либо отечественные типа А-17ДВ-10 или FE65PR
производства Словении, или им подобные. Эти свечи имеют встроенный
помехоподавительный резистор величиной 4-10 кОм. Конструкция свечей -
традиционная. Зазор между электродами свечей составляет 0,7-0,8 мм.
Выключатель зажигания установлен на кронштейне с левой стороны рулевой колонки
и закреплен двумя винтами. Он состоит из корпуса с замком и противоугонным
устройством и контактной части. Принцип действия противоугонного устройства
заключается в том, что после вынимания из замка ключа, установленного в
положение III (Стоянка), запорный стержень замка выдвигается, входит в паз
вала руля и блокирует вал. Ключ из замка можно вынуть только в положении III.
Катушка зажигания - типа 27.3705 с разомкнутым магнитопроводом,
герметизированная, маслонаполненная. Она предназначена для преобразования
тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (20-25 кВ) для
пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Представляет
собой трансформатор с двумя обмотками: первичной 6 и вторичной 5.
Работа системы зажигания. При работе двигателя бесконтактный датчик выдает
импульсы напряжения на штекер "6" коммутатора, а тот преобразует их в импульсы
тока I в первичной обмотке катушки зажигания. В момент прерывания тока
магнитное поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки,
индуктирует в ней ЭДС порядка 22-25 кВ. Ток высокого напряжения идет к
центральной клемме 32 датчика-распределителя зажигания, затем через контакты
ротора 29 к боковому электроду 30 и далее к свече зажигания, создавая искровой
заряд между ее электродами.
Чтобы получить максимальную мощность двигателя, необходимо воспламенять горючую
смесь несколько ранее прихода поршня в ВМТ и каждой частоте вращения коленчатого
вала двигателя необходим свой угол опережения зажигания. Так, при 750-800 об/мин
начальный угол опережения зажигания составляет 1°+-1°. С увеличением частоты
вращения угол опережения зажигания должен увеличиваться, а с уменьшением частоты
- уменьшаться. Эту задачу выполняет центробежный регулятор опережения зажигания.
При увеличении частоты вращения валика датчикараспределителя грузики 38 под
действием центробежных сил расходятся и поворачивают опорную пластину 28 вместе
с экраном 39 на угол А. Теперь прорезь экрана раньше на угол А проходит через
зазор датчика, и он раньше выдает импульс, т.е. опережение зажигания
увеличивается. При уменьшении частоты вращения валика центробежные силы,
действующие на грузики, уменьшаются, и пружины поворачивают опорную пластину 28
с экраном 39 против направления вращения валика, т.е. опережение зажигания
уменьшается.
Вакуумный регулятор изменяет опережение зажигания в зависимости от нагрузки на
двигатель. При небольших нагрузках содержание остаточных газов в горючей смеси
высокое, поэтому смесь сгорает медленнее и ее надо поджигать раньше и наоборот.
На диафрагму 24 вакуумного регулятора действует разрежение, отбираемое из зоны
над дроссельной заслонкой первой камеры карбюратора. При небольших открытиях
дроссельной заслонки (малая нагрузка) под действием разрежения, диафрагма 24
оттягивается и тягой 27 поворачивает опорную пластину 40 датчика против
направления вращения валика. Опережение зажигания увеличивается. По мере
дальнейшего открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки) разрежение
уменьшается, и пружина отжимает диафрагму в исходное положение. Опорная пластина
датчика поворачивается в направлении вращения валика и опережение зажигания
уменьшается.
<<наверх продолжение>>
Анонсы статей дружественных сайтов
|