Устройство и схемы автомобили ВАЗ


.: Партнеры :.

Электрооборудование



Монтажный блок реле и предохранителей: F1-F31 — предохранители; К1-К6 — реле большого размера; К7-К12 — реле малого размера; 1 — маленький пинцет для извлечения предохранителей и реле малого размера; 2 — большой пинцет для извлечения реле большого размера

Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» — кузовом и силовым агрегатом автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается. Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями.

Мощные потребители (обогрев заднего стекла, электростеклоподъемники дверей и т. д.) подключаются через реле. Большая часть реле и предохранителей установлена в монтажном блоке реле и предохранителей, расположенном в салоне автомобиля. Реле и предохранители системы управления двигателем расположены в салоне в отдельных блоках.

Предохранители монтажного блока

Обозначение предохранителя (номинальный ток. А)

Защищаемые элементы

F1(10)

Иммобилайзер, световые сигнализаторы и стрелочные указатели комбинации приборов, цепи выключателя и лампы света заднего хода, цепи указателей поворотов

F2 (30)

Цепи электростеклоподъемников

F3 (10)

Цепи аварийной сигнализации

F4 (20)

Очиститель ветрового стекла, цепь выключателя обогрева заднего стекла

F5 (25)

Электродвигатель отопителя, блок управления электроусилителем руля, омыватель ветрового стекла

F6 (20)

Звуковой сигнал

F7 (10)

Жидкокристаллический индикатор комбинации приборов, выключатель и лампы сигналов торможения, освещение салона

F8 (20)

Элемент обогрева заднего стекла

F9 (5)

Лампы габаритного света в правой блок-фаре и правом фонаре, лампа освещения вещевого ящика

F10 (5)

Лампы габаритного света в левой блок-фаре и левом фонаре, сигнализатор наружного освещения в комбинации приборов, лампы освещения номерного знака

F11 (7,5)

Цепи ламп противотуманного света в задних фонарях

F12 (7,5)

Лампа ближнего света (правая блок-фара), мотор-редуктор корректора света правой блок-фары

F13 (7,5)

Лампа ближнего света (левая блок-фара), мотор-редуктор корректора света левой блок-фары

F14 (10)

Лампа дальнего света (правая блок-фара), сигнализатор дальнего света фар в комбинации приборов

F15 (10)

Лампа дальнего света (левая блок-фара)

F16, 17(10)

Лампы противотуманных фар (опция)

F18 (15)

Элементы подогрева сидений (опция)

F19 (10)

Электрические цепи АБС (опция)

F20 (15)

Нагревательный элемент прикуривателя

F21 (10)

Цепь блокировки заднего хода коробки передач

F22 (15)

Блок управления охранной сигнализацией

F23

Резерв

F24

Резерв

F25

Резерв

F26 (25)

Электрические цепи АБС (опция)

F27 (5)

Запасной

F28 (7,5)

Запасной

F29 (10)

Запасной

F30 (20)

Запасной

F31 (50)

Электроусилитель руля

Реле монтажного блока

 

Обозначение Наименование

Запитываемые потребители

К1 (опция) Реле омывателя блок-фар

Элетродвигатель омывателя блок-фар

К2 Реле стеклоподъемников

Электродвигатели стеклоподъемников

КЗ Реле стартера

Тяговое реле стартера

К4 Дополнительное реле

Выключатель и обмотка реле обогрева заднего стекла, переключатель электродвигателя отопителя, переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла

К5 Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации

Лампы указателей поворота и аварийной сигнализации

К6 Реле очистителя ветрового стекла

Электродвигатель очистителя ветрового стекла

К7 Реле дальнего света блок-фар

Лампы дальнего света блок-фар

К8 Реле звукового сигнала

Звуковой сигнал

К9 (опция) Реле противотуманных фар

Лампы противотуманных фар

К10 Реле обогрева заднего стекла

Элемент обогрева заднего стекла

К11 (опция) Реле подогрева сидений

Элементы подогрева сидений

К12 (резерв)

-

Генератор

Вынимаем аккумуляторную батарею из моторного отсека. Устанавливаем аккумуляторную батарею в обратной последовательности.

Генератор — синхронная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение от коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем.

Технические характеристики генератора 9402.3701-06

Максимальный отдаваемый ток (при 14 В и 6 000 мин-1), А

85

Напряжение, В

14,4-15,1

Передаточное отношение двигатель—генератор

1:2,4

Направление вращения (со стороны привода)

Правое

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник запрессован и завальцо-ван в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутреннее кольцо зажато гайкой между ротором и шкивом. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом на защелках.

В статоре генератора расположена трехфазная обмотка. Концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей): трех «положительных» и трех «отрицательных». Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные — на разных пластинах). Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на вале ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).

Регулятор напряжения — неразборный, при выходе его из строя заменяют щеткодержатель с регулятором в сборе.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор, расположенный в щеткодержателе.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (выводы «L» генератора и «+» регулятора) подводится через сигнализатор и резисторы в комбинации приборов (сигнализатор при этом горит). После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от диодов выпрямительного блока (сигнализатор гаснет). Если после пуска двигателя сигнализатор горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» — к выводу «В+» генератора. Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора.

При работе двигателя не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею. Возникающие при этом скачки напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.

Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей. При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток — отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Генератор установлен на кронштейне, закрепленном на двигателе. Генератор крепится к кронштейну двумя болтами с гайками. Головка верхнего болта удерживается от проворачивания двумя выступами на кронштейне. Гайка нижнего болта установлена в шестигранном углублении кронштейна. В нижнем левом отверстии кронштейна под болт крепления генератора установлена распорная втулка.

Стартер

Стартер — четырехполюсный четы-рехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

К стальному корпусу стартера приклеены четыре постоянных магнита. Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. Вал якоря вращается в двух подшипниках, установленных в крышке и опоре вала. Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной и коронной шестерен и трех сателлитов на водиле. На вале привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении—от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты редуктора и якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения. Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается. Напряжение срабатывания реле должно быть не более 9 В. Если это не так, в тяговом реле или приводе имеется неисправность. Неисправность привода выявляется при осмотре после разборки стартера. Неисправное тяговое реле заменяют.

Наружное освещение, световая сигнализация, освещение салона и багажника, звуковой сигнал

На автомобиле установлены две блок-фары с тремя секциями: ближнего света, дальнего и габаритного света, указателя поворота. В фарах устанавливаются одноните-вые лампы ближнего и дальнего света. При включении ближнего света фар горят лампы ближнего света, а при включении дальнего света — все лампы (и ближнего и дальнего света). Секции передних и задних указателей поворотов — с прозрачными рассеивателями, лампы указателей поворотов — оранжевого цвета. На автомобиле установлен корректор фар с электромеханическим приводом, позволяющим регулировать направление пучков света в зависимости от загрузки автомобиля. Корректор фар состоит из регулятора на панели приборов, электроприводов, установленных в фарах и соединительных проводов.

Автомобиль может быть укомплектован противотуманными фарами. Задние фонари укомплектованы двухнитевыми лампами габаритного и противотуманного света. Лампы света заднего хода, расположенные в задних фонарях, загораются при включении передачи заднего хода и включенном зажигании. При нажатии педали тормоза замыкаются контакты выключателя сигналов торможения, расположенного на кронштейне педального узла. При этом загораются лампы в задних фонарях и дополнительном сигнале торможения.

Очиститель и омыватель ветрового стекла

Очиститель ветрового стекла состоит из мотор-редуктора, рычагов и щеток. Электродвигатель очистителя — трех-щеточный, с возбуждением от постоянных магнитов, двухскоростной. Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель, а для снижения радиопомех— конденсаторы и дроссели. Неисправный мотор-редуктор рекомендуется заменять новым (возможна зачистка коллектора, контактов концевого выключателя и замена шестерен). Погнутые рычаги необходимо выправить, а изношенные шарниры заменить новыми. Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, установленного справа в моторном отсеке, форсунок омывателя, расположенных на капоте, и гибких соединительных шлангов. Омыватель включается правым под-рулевым переключателем, при этом питание подается на электродвигатель насоса и реле очистителя ветрового стекла, которое включает очиститель на малую скорость работы, если он был выключен или работал в прерывистом режиме. При неисправности насоса его заменяют. Засорившиеся форсунки можно продуть в обратном направлении или прочистить леской.

<<наверхпродолжение>>

Анонсы статей дружественных сайтов

 


.: Погода :.

.: Реклама :.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
Публикация данных документов не преследует никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов. Все авторские права сохраняются за правообладателем. Если Вы являетесь автором данного документа и хотите дополнить его или изменить, уточнить реквизиты автора или опубликовать другие документы, пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail - мы будем рады услышать ваши пожелания.
 ©2001Webmaster